МБУК "КДО СДК Новозыбковского городского округа"

Обряд «Похороны Стрелы»

Обряд похорон Стрелы, совершаемый в селах Новозыбковского городского округа на Вознесение, относится к ритуалам, отмечающим границу весны и лета. В своем современном виде обряд похорон Стрелы является ярким и уникальным примером жизнеспособности народной традиционной культуры, доказательством того, что именно она остается для сельских жителей наиболее действенным и мощным средством защиты от неблагоприятных обстоятельств. Похороны Стрелы вобрали в себя множество элементов местной фольклорной традиции: песни, обычаи, игровые и хореографические формы, став в наши дни одним из главных символов этнокультурной идентичности местных жителей. Обряд существует в живом бытовании. В обряде похорон Стрелы должно принимать участие все женское население села от девочек-подростков до старух.
Все женщины, как и в прежние времена, одеваются в традиционную праздничную одежду: домотканые рубахи с браными (вытканными узорами) рукавами, юбки с нашитыми на них разноцветными лентами, белые с кружевом фартуки и браные платки, закрученные на голове особым образом.
После полудня на пустыре, где когда-то находилась церковь, все собравшиеся водят круговые хороводы под песни «Што па морю, морю синему», «На гаре лён, белый кужель», «Перееду я речку да у новом челночку», «Тонкая былинка у поли стыяла» и др. 
Затем участники выстраиваются в шеренги по 5–7 человек и с пением специальных песен идут по главной улице села к засеянному полю.
На каждом перекрестке процессия останавливается. Ее участницы образуют несколько кругов и водят хороводы. Пройдя по селу, женщины заходят на ржаное поле, на 10–15 метров от его края, и встают полукругом. Одна из женщин читает молитву «Отче наш». Все участницы обряда выдергивают из земли стебли зеленого жита и бросают их назад через плечо. Затем в поле расстилают скатерть, кладут на нее принесенные из дома продукты: хлеб, сало, яйца, и устраивают некое подобие поминальной трапезы. По ее завершении все уходят с поля домой. Раньше в село возвращались в полном молчании. Теперь же после угощения вновь начинают плясать и петь частушки под гармонь. Праздничное гулянье, начавшись рядом с полем, продолжается и в деревне, а потом, в соответствии с нормами проведения сельских праздников, переходит в общее застолье, которое устраивается в клубе или на улице в центре села.
В селе Катичи обрядовый праздник «Стрела», или «Ушестье» сохранен и традиционно проводится в четверг, на сороковой день после Пасхи. Женщины, участницы народного фольклорного коллектива «Родники», взявшись под руки, идут рядами поперек улицы и поют песни, начиная с той, в которой есть обращение к стреле: «Як пушчу стрялу дай увдоль села. УУУУ! Ты уби, стряла, добрага молайца, ох и вой  люли, добрага молайца…».
Сегодня уже обряд держится лишь на женщинах-энтузиастках, да работниках культуры. А песни не умолкают: «Красная девка в карагоде гуляла», «Солнце низенько, вечер близенько», «Что на дворе дождичек сильненький, дробненький» Ведут песни участницы народного фольклорного коллектива «Родники». Ряженые выполняют охранную функцию села от нечистой силы. Каждый из селян, принимающий участие в обряде, считает своим долгом в этот день откупиться от ряженой денежки, тем самым оберегая свой очаг от несчастий, дом – от стихийных бедствий. Ряженые останавливают проезжающие по селу машины, требуя символический оброк за проезд. Большинство водителей охотно, щедро одаривают ряженых, даже не подозревая, что одаривают достатком свою судьбу. И вот «Стрела» вышла за село в зерновое поле, сначала завели общий хоровод, а потом с молитвой, женщины просили Бога послать хороший урожай, отвести беды и ненастья от полей с приговоркой «Даём табе хлеб, соль и гроши, а ты нам урожай хороший» и перебрасывали через себя вырванные колоски. Из колосьев связывали пучки, которые служат для оберега дома.
Именно в этот день «Бог тянет колосы за волосы, чтобы хлеб рос». Потому поваляться-покататься на спине во ржи в этот день считается доброй приметой: для урожая – полю, себе – на здоровье. Очень хочется верить, что этот обряд сохранится еще надолго, традиции предков будет кому передать.
В селе Старый Кривец, свои обычаи праздновать Ушестье. Начинается праздник у памятного креста, места, где когда-то стояла Троицкая церковь, с молитвы и хоровода. Процессия с песнями идет по улицам села и всех встречающихся пропускают через ручеёк со словами «Лети стрела мимо двора, лети в чисто поле, забирай его горе». Обязательно, ряженные «лупят» жителей села кленовой веткой, желая здоровья, всем преподносятся колоски жита, которые хранятся за иконой до следующего праздника, по поверью они служат для оберега дома. Затем участники праздника идут в край села, на поле, где проходит обряд «похорон стрелы», и начинается народное гуляние.
Традиционный ежегодный обряд закапывания Стрелы провели и в с. Верещаки. Обрядовое действие начали на площади перед ДК сразу после праздничной литургии в Храме Рождества села. Женщины в традиционных праздничных костюмах водили хороводы, пели карагодные песни. А затем все участники праздника выстроились шеренгами и с пением обрядовых песен, с ряжеными пошли по главной улице к засеянному житом полю, где старейшая участница фольклорного коллектива «Карагод» Голыго М.П. совершила обряд закапывания Стрелы. И началось народное гуляние с пением частушек под гармонь, с угощением традиционной ухой и жаренкой. Этот праздник для жителей села является престольным, показывает пример жизнеспособности народной традиционной культуры и единение всех жителей села в этот день. На празднике в Верещаках присутствовала Савельева Нина Михайловна доктор искусствоведения, профессор МГК им. Чайковского со своими студентами.
   

   

<<< ВСЕ НОВОСТИ >>>